Хобби    Главная
Начальная
страница
 ЧаВо
Вопросы
и ответы
 Разделы
Наши
темы
 Файлы
Каталог
программ
 Форум
Хобби,
отдых
  Логин: Пароль:

;

  Поиск:  


creativers@yandex.ru


· 1: Книга Е. Молоховец "Современной хозяйке" (1861 г.)
· 2: Татьяна Зорина "Кулинарная из FIDO"
· 3: Книга Н. И. Ковалева



ТОП-10 самых популярных салатов.


Салаты: салат
Салат «Цезарь»
Салат из креветок
Салат из кальмаров
Греческий салат
Салат с курицей
Салат «Гранатовый браслет»
Салат из крабовых палочек
Салат «Оливье»
Салат сельдь «под шубой»
Салат с печенью трески

Читать полностью >>


Поделки из спичек
Старинные рецепты приготовления виноградных вин
Полезные советы по кулинарии
СМС поздравления с днем рождения


Фотографии комнатных цветов



 
Нижегородская вышивка

Вышивка, вязание, изонить        Нижегородская вышивкаНИЖЕГОРОДСКАЯ ВЫШИВКА, вышивка Нижегородской   области традиционно отличающаяся необыкновенным  многообразием технических приемов.
 Старейший ее вид, пришедший в Нижегородский край в 17 веке вместе со старообрядцами и прямо продолжаю щий традиции древнерусского шитья, — золотная  вышивка, широко бытовавшая в Арзамасе и селе Лысково с окрестными деревнями. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

    Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка — ажурная вышивка, иногда в добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Крупные формы узора заполнялись разнообразными строчевыми разделками в виде мелких звезд, кружков, сеток, петелек и т. д. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными бегами и узорными листьями. Во второй половине 19 века пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы 16-17 веков, сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. Центрами производства строчевых изделий с растительными узорами были Городецкий, Балахнинский и Макарьвский уезды.
    Иногда строчка сочеталась с белой гладью, выполненной плотным высоким настилом. Мотивы из цветов, листьев, бутонов на гибких стеблях, дополненные прорезями, заполненными тончайшими строчевыми разделками, составляли изящный узор, идущий по краю рукава женских рубах. Белая гладь, по стилю перекликающаяся с мстерской вышивкой, была широко распространена в Городецком уезде. Она применялась для отделки женских рубах, головных платков, подзоров, наволочек, накидок и т. д.
    В селе Чернуха Арзамасского уезда наряду с золотным шитьем было развито производство головных уборов и полотенец, украшенных геометрическим узором, выполненным косой стежкой, счетной гладью или крестом шелковыми нитями преимущественно красного цвета в сочетании с черным, оранжевым и светло-зеленым.
    Особого развития вышивальные промыслы Нижегородской губернии достигли во второй половине 19 века. В это время в Городецком и Балахнинском уездях вышивкой занималась половина женского населения. Особенно много производилось строчевых изделий, пользовавшихся устойчивым спросом в городе. Под его влиянием мастерицы овладевали новыми видами вышивки, такими как «филе-гипюр» ( вышивка по плетеной сетке), «японская строчка» (геометрический орнамент строится из отдельных квадратов).
    Изделия нижегородских вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 годах).
    В первые послереволюционные годы вышивальщицы стали объединяться в артели, наиболее крупными среди которых были объединения в Городце («Швейник», 1928), Лыскове («Красная игла», 1929) и др. К 1940 году число артелей достигло одиннадцати. Мастерицы артелей широко использовали старые традиционные швы, однако наиболее распространены были так называемые «горьковские» («нижегородские») гипюры — своеобразный вид вышивки по продернутой сетке с большой ячейкой и разнообразными разделками, образующими ажурный узор в виде снежинок, звезд, ромбов, колец, елочек, цветочных розеток и др. В 1930 году В. Т. Куликовой и М. А. Самохваловой были разработаны новые швы и орнаментальные формы, в которых сочетаются геометрические и растительные мотивы. Наиболее популярным из них стала небольшая розетка ромбической формы, которая называется «цветок».
    Главным центром нижегородской вышивки остается Городец. Организованная в 1928 году артель «Швейник» в 1960 году была преобразована в Городецкую строчевышивальную фабрику. С начала 1950-х годов в производстве стали применяться вышивальные машины, на которых выполняется обвив сетки. Узорные же разделки оформляются, как правило, вручную, реже — на машинах.
    Другой центр, сохраняющий традиции нижегородской вышивки, — г. Чкаловск (до 1937 года — Василево). Вышивальный промысел зародился здесь в конце 19 века. Местные изделия, оформленные белой строчкой с простым узором «пшенцо», «мушка», «кубы», поставлялись скупщиками в магазины Москвы и Санкт-Петербурга. С начала 20 века мастерицы стали применять «гипюр» и «японскую строчку».
    В 1920-х годах в окрестностях Василева возникло несколько артелей — в Пурехе, Катуне, Новинках, а в 1937 году в самом городе была основана артель им. Чкалова, позднее преобразованная в строчевышивальную фабрику. Здесь изготавливают покрывала и портьеры, столовое и постельное белье, сувенирные изделия из светлой ткани с ажурной ручной вышивкой. С 1950-х годов подсобные операции (обвив сетки) были механизированы, массовые изделия целиком выполняются на машинах, более дорогие расшиваются вручную. Среди наиболее известных чкаловских вышивальщиц — Г. Г. Максимова — автор уникальных произведений вышивального искусства, представленных в ведущих музеях России.
    В других старых центрах нижегородской вышивки, например в Лыскове, где в 19 веке существовал золотошвейный и строчевой промыслы, старые традиции почти полностью утрачены — рисунки вышивки лысковской фабрики не связаны с местной традицией. Преимущественно машинная вышивка применяется и на вышивальных фабриках в Нижнем Новгороде и Борске.
Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский

Источник- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»



Разместил: admin [21/05/2006]

 
· Больше про Вышивка, вязание, изонить
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Вышивка, вязание, изонить:
Образцы основных видов вышивания


Средняя оценка: 3.66
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо



 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


Связанные темы

Вышивка, вязание, изонить


Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Хобби: рукоделие, кулинария, цветы, рыбалка, охота, вышивка, изонить и др.
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi.
Открытие страницы: 0.07 секунды